Цели и задачи проекта
Региональные информационно-аналитические системы, используемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации для поддержки принятия управленческих решений, в настоящее время работают во многих регионах. Независимо от технологических решений, использованных при создании таких систем, большая часть исходной информации поставляется в них крупнейшим держателем обобщенных данных о состоянии региона и входящих в него территорий – территориальным органом Федеральной службы государственной статистики (ФСГС).
Однако, для анализа отдельных групп показателей и для мониторинга отдельных категорий объектов, расположенных в регионе, этих данных оказывается недостаточно. Для получения более подробной и более оперативной информации по некоторым аспектам деятельности региона необходимо использовать сведения других источников, не исключая при этом возможности параллельного существования и сопоставления версий однотипных блоков данных, предоставленных разными организациями. Такими источниками могут быть:
- региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС);
- региональное управление Федерального казначейства (УФК);
- региональное Управления внутренних дел (УВД);
- территориальное управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость);
- территориальный орган Федеральной регистрационной службы (ТО ФРС);
- Главное управление центрального банка РФ по региону (ГУ ЦБ);
- региональный департамент Федеральной службы по труду и занятости;
- региональное отделение Пенсионного фонда;
- территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);
- территориальные органы ЗАГС;
- департаменты, управления прочие подразделения администрации региона.
Разработанная в 2004 году в рамках ФЦП «Электронная Россия» Типовая тиражируемая региональная информационно-аналитическая система органов государственной власти и управления предусматривает возможность интеграции информационных ресурсов из многих организаций-источников. При этом, однако, задача автоматизированного информационного обмена в этом проекте поставлена и решена только для взаимодействия с территориальными органами ФСГС (в части импорта данных по показателям социально-экономического положения) и с региональными УФНС (в части согласования регионального реестра юридических лиц с ЕГРЮЛ), поскольку программное и информационное обеспечение ФСГС и ФНС унифицировано во всех регионах, следовательно технологические решения по загрузке данных из этих органов являются тиражируемыми.
Унификация технологических решений по интеграции региональной информационно-аналитической системы с информационными системами других организаций – реальных и потенциальных источников данных осложнена тем, что в большинстве таких организаций отсутствует единая для всех регионов технология сбора, хранения и использования данных. При отсутствии единого программного обеспечения и единой структуры баз данных для всех региональных отделений определенной ведомственной вертикали технология информационного обмена с ней в настоящий момент:
- либо должна разрабатываться для каждой региональной администрации отдельно, что приводит к дополнительным затратам;
- либо может быть организована на базе ручного ввода данных, что неэффективно, медленно и, как правило, приводит к техническим ошибкам и опечаткам во введенной информации.
Альтернативным вариантом решения проблемы автоматизированного доступа к отдельным группам показателей и отдельным категориям объектов из региональных систем может стать не привлечение в качестве информационных источников самих первичных ресурсов организаций – держателей данных, а включение подсистемы загрузки данных региональной информационно-аналитической системы в соответствующую унифицированную среду взаимодействия. В рамках ФЦП «Электронная Россия» разрабатывается два проекта, каждый из которых реализует подобную среду взаимодействия в своей предметной области.
- Система персонального учета населения (СПУН) может быть использована в качестве источника данных по показателям состава, структуры, движения и распределения населения в регионе.
- Единая система документооборота (ЕСД) «Кадастр» может быть использована для обеспечения доступа к данным по показателям структуры земельного фонда, состояния рынка недвижимости и другим характеристикам земельно-имущественного комплекса региона. Кроме того, перспективы использования ЕСД «Кадастр» как системы обеспечения доступа к данным для поддержки принятия управленческих решений на уровне ОГВ региона включают доступ к сведениям о составе и свойствах государственной собственности (собственности субъекта Федерации) с целью обеспечения эффективного управления этой собственностью и увеличения поступлений доходной части бюджета региона.
Цель работы
Целью данной работы является исследование возможности использования сред электронного взаимодействия СПУН и ЕСД «Кадастр» в качестве средств обеспечения доступа к исходным данным для региональных информационно-аналитических систем, а также выработка рекомендаций по разработке дополнительных сервисов, необходимых для получения или вычисления значений отдельных групп показателей и мониторинга отдельных категорий объектов в интересах региональных органов государственной власти и управления.
Основные задачи
- Исследование задач мониторинга данных о составе, структуре, движении и распределении населения, а также данных о структуре земельного фонда, состоянии рынка недвижимости и других характеристиках земельно-имущественного комплекса в интересах органов государственной власти и управления региона.
- Систематизация проектной документации СПУН, ЕСД «Кадастр» и РИАС ОГВ с целью выявления и систематизации характеристик этих систем, существенных с точки зрения исследования возможностей организации информационного взаимодействия между ними (на основе методологии архитектурных моделей электронного государства).
- Исследование текущего состояния информационных ресурсов органов, являющихся субъектами взаимодействия СПУН и ЕСД «Кадастр», а также текущего состояния разработок по проектированию и реализации электронных административных регламентов (ЭАР) и процедур электронного взаимодействия (ПЭВ) этих проектов с целью уточнения круга показателей, доступных для региональных информационно-аналитических систем.
- Выработка рекомендаций по разработке дополнительных сервисов, необходимых для получения или вычисления значений отдельных групп показателей и мониторинга отдельных категорий объектов в интересах региональных органов государственной власти и управления.
- Информационная поддержка проекта.
|